?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Flag Next Entry
Летний вечер в Калошинской промзоне
kapitan
rajon_pride
Продолжая вчерашний рассказ о Черкизоне, покажу сегодня вам вечерние виды и железнодорожности московской промзоны № 53 "Калошино", что расположена на пограничье районов Метрогородок и Гольяново в бывшей местности Колошино, которое теперь Калошино. Впрочем, допустимы оба названия. Вообще местность Колошино находилось на востоке Москвы по реке Сосенка. К юго-востоку от него находилось село Измайлово, а к западу — село Черкизово. Между Колошином и Черкизовом в 1903—1908 гг. пролегла линия Московской окружной железной дороги.

Впервые сельцо с этим название упоминается в 1552 году, тогда оно принадлежало Чудову монастырю. Название предположительно образовано от мужского прозвищного имени Колоша. В начале XVII века, в Смутное время, Колошино было разорено и превратилось в пустошь. К середине XVII века оно возродилось, но как маленькая деревня (7 крестьянских и 3 бобыльских двора), которая в начале XVIII века вновь запустела. Однако в конце XVIII века Павел I отдал село Черкизово, к которому тогда относились и колошинские земли, в держание митрополиту Платону, и тот возродил деревню: к 1800 году там насчитывалось уже 14 крестьянских дворов.

Теперь деревня располагалась по обе стороны оживлённой Стромынской дороги (а не на берегу Сосенки, как раньше). В течение XIX века население деревни медленно росло: к 1898 году имелось уже 78 изб. Школы, однако, в деревне не было, и крестьянские дети ходили учиться в соседние Измайлово и Гольяново. В середине XIX века в Колошине появилась шерстопрядильная фабрика Лахмана, а в 1890 году купец А. А. Каулин основал здесь небольшое предприятие, занимавшееся выделкой платков и искусственной овчины. В конце XIX и начале XX века жители деревни выращивали картофель, овёс и рожь, а также занимались ткацким и кожевенным ремеслом и вывозом нечистот из Москвы.

По данным переписи населения 1926 года, в селе имелось 142 двора и проживало 1052 человека; действовали сельсовет и школа 1-й ступени. В 1930-х годах деревня превратилась в рабочий посёлок с населением 4,1 тыс. человек (перепись 1939 года), поскольку происхождение названия посёлка давно забылось, его стали именовать Калошино. В 1939 году территории, лежащие к югу от Щёлковского шоссе, в основном вошли в состав Москвы. Как свидетельствуют карты 1939 и 1952 годов, юго-западная часть посёлка Калошино оставалась, однако, вне городской черты (как и его основная часть, лежавшая к северу от начального участка Щёлковского шоссе).

18 августа 1960 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР новой границей Москвы стал строившаяся тогда Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД). В результате рабочий посёлок Калошино был включён в черту Москвы. В конце 1960-х гг. здесь велось активное строительство жилого массива. Главные дороги, проходящие по территории массива: Щёлковское шоссе, Амурская и Тагильская улицы.

В общем, как именовать - пусть решает для себя каждый сам, а мы пошли гулять.

1. 2-й Иртышский проезд и трубы ТЭЦ-23 ПАО «Мосэнерго». Сегодня они будут сопровождать нас постоянно.



2. Комплекс зданий, строительство которого было начато еще в 1980-е годы для полиграфического комбината «Известия». В начале 1990-х годов строительство было заморожено, затем здания были частично достроены и превращены в склады и производство компании ООО «АСТ-Амароли Импэкс», которое организовало на этой территории подпольное производство одежды фирмы Adidas и других брендов. «Фирменная» одежда затем продавалась через московские торговые центры.


3. Монтажная улица, 4а. Если верить табличке, то здесь находится объединённый архив РЖД, филиал МЖД.


4. Подходим к путепроводу подъездного пути ТЭЦ-23, туда-то нам и надо.


5. ТЭЦ-23 была запущена в эксплуатацию 17 декабря 1966 года. Она постоянно расширяется, и по состоянию 1 января 2015 года её мощность выросла в 14 раз в сравнении с далёким 1966 г. и составляет 1420 МВт (примерно столько в пиковое время потребляет весь Крымский полуостров), установленная тепловая мощность 4515 Гкал/час. В 2008 году достроена восьмая градирня. Основным видом топлива является природный газ, резервным — мазут.


6. Высота двух самых высоких труб-«сигар» 250 м. Первую трубу закончили в мае 1975 года. Вторую возвели в 1980 году. Трубы наращивали методом скользящей опалубки, которая двигалась вверх по трубе. В неё заливали бетон, а когда он затвердевал, опалубку передвигали вверх, и так в течение 8 месяцев «дотягивали ствол» до самого верха. На каждую трубу ушло 700 т арматуры и 5000 м³ бетона, качество которого непрерывно контролировалось. На территории имеется мощное железнодорожное путевое развитие. Правда, подъездной путь используется явно нечасто, наката нет. Зато со всех сторон от ворот висят камеры виденаблюдения.


7. Поэтому нам пора в другую сторону.


8. Вечерний свет в тот день радовал.


9. Подходим к промышленной станции Калошино.


10. Станция располагается на подъездном пути от станции Черкизово Малого кольца Московской железной дороги к ТЭЦ-23. Станция разрывает на две части Тагильскую ул. — её можно перейти только пешком, но при наличии стоящих вагонов их приходится обходить. Ранее здесь обычно отстаивались хопперы с цементом, однако сейчас сколько-нибудь заметной жизни на станции не наблюдается. Впрочем, сильно беспокоиться за её судьбу не стоит, так как ТЭЦ объект стратегический и ей в отличие от заводов ничего не грозит, а мазут в случае чего подвозить надо.


11.


12. На станции три пути. Слева располагается ООО «Инком 97», производящее лакокрасочную продукцию на водной основе.


13. Взгляд назад. Трубы прекрасны!


14.


15. В этот момент начался мелкий дождик, но, к счастью он продлился недолго и не испортил нам прогулки.


16. А небо было интересным. Слева расположена территория бывших складов Московского электролампового завода.


17. Этот вид хотелось воспеть в стихах, но мы были трезвые, поэтому таланта не хватило.


18.


19. Ну мощь же, мощь!


20. Справа по ходу движения располагается ПАО «Моспромжелезобетон». Его история началась в 1952 г. в Черкизово, где были расположены два небольших производства — Черкизовский бетонный завод и Завод шлакоблоков и архитектурных деталей. С их объединения и началось развитие и становление Завода железобетонных изделий № 18, с первых дней своего существования активно включившегося в послевоенное восстановление народного хозяйства страны. С 1958 г. предприятие вошло в систему Главмоспромстройматериалов, специализируясь на выпуске изделий для строительства и реконструкции промзданий. Последовательная реконструкция завода (I этап — 1958–1961 гг., II — 1964–1965 гг., III — 1972–1989 гг.) сопровождалась постоянным увеличением производственных площадей и нарастающими объёмами выпускаемой продукции, освоением её новых видов, внедрением самых передовых технологий, технической модернизацией оборудования основных и вспомогательных производств.

Уже в 1960 гг. завод одним из первых в стране освоил выпуск сложных инженерных конструкций — крупногабаритных преднапряжённых железобетонных форм и балок для перекрытия 18–24-метровых пролётов промышленных цехов и пространственных сооружений. На предприятии стали изготавливать другие изделия особого назначения — плиты аэродромных покрытий, колонны и фундаменты, рассчитанные на нагрузку 900 и более тонн, другую ответственную продукцию.

С использованием продукции МПЖБ возводились новые корпуса таких промышленных гигантов Москвы, как «Серп и Молот», «ЗИЛ», «Борец», «Фрезер», уникальные спортивные сооружения Олимпиады-80, здание Дома Правительства РФ, взлётно-посадочные полосы аэродромов, покрытия автодорог. Предприятие помогало осваивать нефтеносные территории Западной Сибири, отгружая свои изделия в Тюмень. Десятки километров разделительных полос и сотни крупногабаритных элементов для инженерных сооружений МКАД — это тоже славные страницы участия коллектива МПЖБ в строительстве Москвы.

В 1989 г. МПЖБ награждён Премией Совета Министров СССР за достижения в области строительства. Тогда же завод, переименованный в «Комбинат железобетонных изделий № 18», в 1990 г. вошёл в состав созданного на его основе Межхозяйственного предприятия «Моспромжелезобетон», которое 9 января 1992 г. решением общего собрания коллектива преобразовано в Акционерное общество открытого типа «Моспромжелезобетон».


21. Очень уединённая, живописная и уютная станция. Я бы даже сказал, романтичная.


22.


23. Пешеходный проход между двумя кусками Тагильской улицы. С полной луной и большим братом, который следит за нами.


24. Потихоньку движемся в сторону Черкизово.


25. Я же говорил, что романтичная станция!


26. Это её западная горловина, здесь имеются ещё два заброшенных тупиковых пути слева. Ранее их использовал для погрузки продукции бетонный завод ООО «ПромСтройГарант».


27.


28. Поскольку бетонный завод «ПромСтройГарант», как и многие другие предприятия, расположенные в Калошинской промзоне производит изделия для строительства метрополитена, здесь можно увидеть готовую продукцию. Кто не знает - это ж/б блоки или тюбинги, из которых собирают кольца обделки тоннелей метрополитена. Они сложены как раз на одном из тупиковых путей. Да и вообще их много по округе, ведь, метро у нас растёт ударно!


29. А вот и сам завод. Красота! Промышленная.


30.


31. Жаль, что мало снимков получилось, уж больно было темно.


32. Возвращаемся на путь, взгляд назад. Справа остался бетонный завод, а слева здесь до самой Тагильской улицы расположены сплошь метростроевские предприятия (отсюда и Метрогородок), такие как, например, АО «Черкизовский завод Метростроя», в прошлом «Бетонный завод Метростроя», созданный в 1932-м году. Он обеспечивал строительство метро специальными железобетонными блоками. В дальнейшем на предприятии стали выпускать мраморные и гранитные изделия, мозаику, лепнину, люстры, торшеры, решётки из бронзы, изделия из алюминия, гидроизоляционные материалы и товарный бетон.

Материалы и изделия завода шли на строительство не только тоннелей и станций Московского метрополитена, но и метрополитенов других городов России и Советского Союза, они использованы при сооружении станции метрополитена «Московская» в Праге, здания правительства Российской Федерации, железнодорожного вокзала в Сочи, на реконструкции Георгиевского зала в Кремле, магазинов ГУМ и «Детский мир», Казанского, Ленинградского, Ярославского, Курского и Павелецкого железнодорожных вокзалов в Москве, других уникальных транспортных сооружений и гражданских объектов. Здесь же расположено ООО «СМУ-17 Спецстроя» (Бывшее ЗАО «Деревообрабатывающий завод № 9» ГАООТ «Мосметрострой»).


33. Подходим к новенькой эстакаде СВХ и станции Черкизово МОЖД.


34. Взгляд назад к Калошино. Вот там, перед рощей, мы в темноте повстречались с большой такой стаей собак. А они, по отзывам, здесь весьма и весьма лютые. Но, к счастью, всё обошлось: погавкали, погавкали, покрутились неподалёку и свалили.


35. Входной светофор станции Черкизово. Другой действующей сигнализации на ветви нет.


36. Эстакада СВХ, 1-й Иртышский проезд и ещё один подъездной путь от Черкизово в Калошинскую промзону. Мы на него ещё бегло взглянем.


37.


38. В сторону о.п. Локомотив.


39.


40. Ласточка с Бульвара Рокоссовского.


41. Второй подъездной в Калошинскую промзону.


42. И оба вместе. С симпатичной берёзкой.


43.


44.


45. Этот подъездной тоже весьма длинный, образует целый куст путей. Левый ведёт на территорию ФГКУ «Комбинат „Сигнал”» Росрезерва им. А. А. Григорьева и Черкизовскую базу хранения ресурсов Росгвардии. Прямо на упоминавшиеся выше завод ПАО «Моспромжелезобетон», ООО «СМУ-17 Спецстроя», на территорию ООО «Метротранскомплект», а также впереди имеет ответвления на тот же «Комбинат „Сигнал”» и базу росгвардейцев. Но туда мы не пошли, было уже поздно, а мне утром надо было улетать и ещё успеть собрать вещи.


46. Для разнообразия в ч/б. Судя по накату, росгвардейцы и росрезервисты не слишком им пользуются.


47.


48. Лунная Северо-Восточная хорда.


49. СВХ и МЦК.


50. Вышли из промзоны, перешли трамвайные пути.


51. Пересекли СВХ и МЦК.


52.


53. И пошли на Ласточку по уже фактически ночному Проектируемому проезду № 337.


На этом мы завершаем сегодняшний выпуск программы "Краеведение с Серёжей".
Спасибо за внимание и до новых встреч!


  • 1
на фото 12 - милота.... колючка слева осталась от кого то в наследство (от кого интересно?) или сами повесили?
и на фото 23 "секретный военный обьект" за колючкой... прям галичевский Клим Петрович вспомнился чей передовой цех выпускал колючку
а вообще рисковые вы краеведы... не боитесь гулять по задворкам, а собаки это ведь наименьшая опасность там (фото 34)

Вот это я не знаю, там вообще колючки весьма много повсюду.
Ну... как бы поизящнее выразиться? Волков бояться - в промзоны не ходить! :)
То же касается и всяческих других потенциально нежелательный встреч.

на ж/д платформе Серп и Молот платформа окружена колючкой
Наркош бояться - в промзоны не ходить это верно

Колючкой? Серьёзно? От зайцев что ли? Там обойти без проблем всё можно же)

ага, от зайцев чтобы не лазили
но все равно обходят

Какой грустный список в п. 20 собрался... Серп и Молот человейник, ЗИЛ человейник, Борец лютый человейник и Фрезер склады.

Да уж, при том что этот сам стоит, работает. А тех уж нет давно.

Краеведение с Серёжей, мой же ты хороший, невыносимая милота!
Этюд в лососёвых тонах.
И почему-то обожаю слово «мощщщщность»...

Оу, понравилось?) Я как раз подумал, чем же разнообразить опостылевшее "На сегодня всё"?)
Потому что слово такое... мощное!)

Ну канешна понравилось))

Честно говоря я охренел.

Я здесь всю жизнь живу, и практически всё что ты мне тут написал, для меня новости.

Нет, про завод и электростанцию знал. Но про то что у нас база росгвардии - в первые слышу.

Ты может имел ввиду базу на Подбельской улице? За метро Рокоссовского? Обнадёжь меня пожалуйста!

А вообще это было мощно.

Edited at 2019-11-09 04:31 pm (UTC)

"Что имею, то и введу" (с)
Нет, именно вот там. Но не база Росгвардии вообще, а база хранения ресурсов Росгвардии, т.е. их склады.

Оружие и техника значит.

Да хоть бухло для начальства)
Туда один хрен просто так не сходишь, да и ни к чему. Меня интересовала железная дорога и сама история вопроса)

Спасибо капитан очевидность.

Я тебе как будто предъявы кидаю.))

У меня просто нынче ворчливое настроение)

Понимаю.

На редкость ебучие дни да?))

Да не то, что... Я просто дико устал и не выспался.

Я и пишу, не у тебя одного так.

Погода задолбала к тому же.

А мне сегодня даже понравилась скорее, люблю снимать в туман. Другое дело, что в такую погоду ещё тяжелее встать и вообще себя мотивировать вылезти из дома. Завтра точно буду спать до двух и никуда не пойду.

Хороший репортаж, спасибо. Я в детстве тоже в том районе шлялся - впечатления остались самые незабываемые.

  • 1